К постановлению Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»

18.07.2017, 14:12 Объявления, Новости 509

В целях усиления социальной защиты и обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по доступным ценам приняты меры по совершенствованию системы регулирования ценообразования, поддержке фармацевтической промышленности и насыщению внутреннего рынка отечественными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

В частности, установлены предельные торговые надбавки для оптовой и розничной реализации, внедрена система фиксированных цен на социально значимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Для усиления защиты прав и законных интересов граждан, профилактики и предупреждения фактов продажи населению лекарственных средств и изделий медицинского назначения по завышенным ценам введено требование о выдаче товарных чеков.

Проведены структурные преобразования в фармацевтической отрасли, отечественным производителям предоставлены налоговые и таможенные льготы, для ускоренного развития фармацевтической промышленности созданы свободные экономические зоны.

Вместе с тем в данном направлении имеется ряд существенных упущений и недостатков, негативно сказывающихся на состоянии обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в их числе:

первое, излишние процедуры при импорте социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, приводящие к искусственному затягиванию сроков их поставки и образованию дефицита на внутреннем рынке;

второе, отсутствие конкретных механизмов определения потребностей в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения для рационального использования валютных ресурсов, обеспечения сбалансированного импорта и отечественного производства;

третье, несовершенство порядка определения предельных цен как на ввозимые по импорту, так и производимые в республике социально значимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

четвертое, высокий уровень зависимости отечественных фармацевтических предприятий от импортных сырья и материалов по причине недостаточного использования местных сырьевых ресурсов;

пятое, недостатки в работе территориальных комиссий по лицензированию розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в том числе отсутствие структур, обеспечивающих контроль за соблюдением лицензионных требований и условий.

В целях устранения вышеуказанных проблем, бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, недопущения искусственного дефицита и завышения цен:

1. Установить, что:

с 1 августа 2017 года импортные закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения, включенных в Перечень социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в порядке исключения осуществляются без проведения тендерных торгов по прямым договорам по ценам, утверждаемым Республиканской комиссией по контролю за обеспечением лечебных учреждений и населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, Республиканским внешнеэкономическим государственным предприятием «Узмедэкспорт» (далее – РВЭГП «Узмедэкспорт»);

поставка и реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения по импортным контрактам, заключенным до 1 июля 2017 года, осуществляются по условиям и фиксированным ценам, действовавшим на дату их заключения;

сертификация медицинской продукции осуществляется исключительно государственными органами по сертификации, аккредитованными агентством «Узстандарт» в установленном порядке.

РВЭГП «Узмедэкспорт» обеспечить поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения, включенных в Перечень социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, по сформировавшейся во втором полугодии 2017 года дополнительной потребности в них.

Предоставить РВЭГП «Узмедэкспорт» право на договорной основе привлекать агентов по доставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Государственному комитету по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Министерству здравоохранения совместно с Министерством финансов, Министерством экономики и Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям в двухнедельный срок внести предложения по организации складских и холодильных помещений, а также собственной логистической сети РВЭГП «Узмедэкспорт».

2. Определить, что аптеки обязаны в срок до 1 января 2018 года переоформить лицензии на осуществление розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения в Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента.

3. Образовать сектора по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий в сфере розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения в структурах Министерства здравоохранения Республики Каракалпакстан, управлений здравоохранения областей со штатной численностью 2 единицы и Главного управления здравоохранения города Ташкента – 4 единицы, увеличив предельную численность управленческого персонала территориальных органов Министерства здравоохранения Республики Узбекистан на 30 единиц.

Министру здравоохранения (А. Шадманов) в двухнедельный срок внести изменения в структуры аппарата Министерства здравоохранения Республики Каракалпакстан, управлений здравоохранения областей и Главного управления здравоохранения города Ташкента.

4. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан совместно с:

Министерством финансов, Министерством экономики, Министерством внешней торговли, Центральным банком, Государственным таможенным комитетом, ГАК «Узфармсаноат» в месячный срок критически пересмотреть Перечень социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения и по итогам внести предложения по его оптимизации, с включением в него лекарственных средств, отпускаемых строго по рецепту врача, с последующим обновлением по мере необходимости;

Государственным комитетом по статистике, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в месячный срок внести в Кабинет Министров проект решения правительства об утверждении Положения о порядке определения потребностей в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, предусматривающего эффективную методологию определения потребности в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения с учетом заболеваемости, количества больных, курсов лечения и других критериев, а также доведение сведений о потребности до заинтересованных министерств и ведомств, фармацевтических предприятий и оптовых организаций.

5. Республиканской комиссии по контролю за обеспечением лечебных учреждений и населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в месячный срок внести предложения по совершенствованию порядка установления фиксированных оптовых и розничных цен на торговые наименования лекарственных средств и изделия медицинского назначения, включенные в Перечень социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, предусмотрев минимизацию воздействия изменения курсовой разницы на процесс формирования фиксированных цен.

6. Кабинету Министров Республики Узбекистан с привлечением специалистов в месячный срок провести критическое изучение деятельности ГАК «Узфармсаноат» и предприятий, входящих в его систему, в том числе на предмет ценообразования производимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также уровня использования местного сырья для признания предприятий производителями.

7. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:

в двухнедельный срок утвердить штатное расписание и обеспечить укомплектование секторов по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий в сфере розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения Министерства здравоохранения Республики Каракалпакстан, управлений здравоохранения областей и Главного управления здравоохранения города Ташкента высококвалифицированными специалистами, имеющими высшее фармацевтическое образование со стажем работы в области фармацевтики не менее трех лет;

совместно с Государственным налоговым комитетом, Министерством внешней торговли, АК «Узэлтехсаноат», Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, коммерческими банками в месячный срок разработать комплекс мер по оснащению аптек и их филиалов оборудованием и программными комплексами по выдаче товарных чеков;

совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан в срок до 1 января 2018 года обеспечить переоформление действующих лицензий аптек, исходя из обновленных требований по лицензированию деятельности по розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

8. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан в месячный срок утвердить форму книжки товарных чеков, являющихся бланками строгой отчетности, используемых при розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в случаях отсутствия или неисправности оборудования по выдаче товарных чеков либо временном отключении электроэнергии.

9. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в месячный срок разработать комплекс мер по формированию Министерством здравоохранения единого общедоступного реестра адресов и реестра работников (провизоров, фармацевтов) аптек, непосредственно причастных к нарушениям, действие лицензии которых было прекращено вследствие выявленных нарушений законодательства, в том числе за грубое нарушение порядка ценообразования лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Территориальным комиссиям по выдаче лицензий на розничную реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения ежемесячно представлять сведения в Министерство здравоохранения для внесения в единый реестр адресов и реестр работников (провизоров, фармацевтов) аптек.

10. Министерству здравоохранения совместно с Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерством юстиции и Государственным комитетом по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции Республики Узбекистан в месячный срок разработать комплекс мер по:

созданию собственной сети социальных аптек в целях повышения доступности социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

предупреждению неконтролируемого использования гражданами лекарственных средств, в том числе посредством обеспечения неукоснительного исполнения требований об отпуске лекарственных средств по рецептам врачей, за исключением лекарственных средств, включенных в Перечень безрецептурных лекарственных средств;

внедрению информационных систем, обеспечивающих мониторинг реализации социально значимых лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей.

11. Государственному советнику Президента Республики Узбекистан (А.Н. Юнусходжаев) создать рабочую группу для проведения мониторинга состояния производства и обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений республики социально значимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Рабочей группе обеспечить принятие необходимых мер по устранению недостатков, выявляемых в ходе мониторинга.

12. Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации, Министерству здравоохранения Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами организовать широкое освещение в средствах массовой информации сути и значения настоящего постановления, в том числе значимости соблюдения фиксированных цен на социально значимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

13. Министерству здравоохранения совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, Государственного советника Президента Республики Узбекистан А.Н. Юнусходжаева и Генерального прокурора Республики Узбекистан И.Б. Абдуллаева.

Президент Республики Узбекистан                               Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 17 июля 2017 года.

 * * *

 

К постановлению Президента Республики Узбекистан

«О дополнительных мерах по совершенствованию системы

обеспечения населения лекарственными средствами

и изделиями медицинского назначения»

КОММЕНТАРИЙ

Обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по доступным ценам является важным условием эффективной реализации государственной политики в сфере здравоохранения и социальной защиты населения.

В этой связи в ходе проводимых реформ в области здравоохранения особое внимание уделяется вопросам обеспечения населения доступными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, а также предупреждения фактов искусственного завышения цен на них.

В частности, установлены предельные торговые надбавки для оптовой реализации – в размерах не более 15 процентов от покупной стоимости, для розничной реализации – не более 20 процентов от оптовой цены.

Введена система установления фиксированных цен на наиболее социально значимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения иностранного и отечественного производства.

В целях развития фармацевтической промышленности проведены структурные преобразования, отечественным производителям лекарственных средств и изделий медицинского назначения предоставлены налоговые и таможенные льготы для модернизации предприятий и расширения локализации производства продукции.

В то же время отмечается ряд существенных упущений и недостатков, которые крайне негативно сказываются на обеспечении доступа населения к необходимым лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения, в частности:

действующие излишние процедуры при осуществлении импорта социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения приводят к искусственному затягиванию сроков их поставки и образованию дефицита на внутреннем рынке;

отсутствие конкретных механизмов определения потребностей в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения не позволяет обеспечить сбалансированный импорт и прогнозирование выпуска фармацевтической продукции отечественными предприятиями;

отмечается несовершенство порядка определения предельных цен как на ввозимые по импорту, так и производимые в республике социально значимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

недостаточный уровень локализации производства фармацевтической продукции вызывает высокую зависимость отечественных фармацевтических предприятий от импортных сырья и материалов, что в результате приводит к резкому повышению цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

не должным образом налажена деятельность территориальных комиссий по лицензированию розничной торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, что негативно влияет на осуществление контроля за соблюдением лицензионных требований и условий.

Исходя из вышеизложенного, а также в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах Президентом страны принято настоящее постановление, предусматривающее реализацию комплексных мер по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения населения социально значимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, недопущению образования их дефицита.

В частности, данным постановлением с 1 августа 2017 года вводится порядок, согласно которому импортные поставки социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения осуществляются исключительно Республиканским внешнеэкономическим государственным предприятием «Узмедэкспорт». Данному предприятию также поручено обеспечивать поставку социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения по сформировавшейся во втором полугодии текущего года дополнительной потребности в них.

Кроме того, в целях дальнейшего повышения качества сертификации медицинской продукции предусматривается ее осуществление только государственными органами сертификации.

С учетом новых требований к организации деятельности аптек предусматривается обязательное переоформление в срок до 1 января 2018 года действующих лицензий на осуществление розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения. При этом переоформление будет проведено новым лицензирующим органом – Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента.

В этих целях в структурах Министерства здравоохранения Республики Каракалпакстан, управлений здравоохранения областей и Главного управления здравоохранения города Ташкента образовываются сектора по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий в сфере розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Наряду с этим Министерству здравоохранения Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами поручено:

пересмотреть Перечень социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения и по итогам внести предложения по его оптимизации;

разработать Положение о порядке определения потребностей в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения;

внести предложения по совершенствованию порядка ценообразования на торговые наименования лекарственных средств и изделия медицинского назначения, включенные в Перечень социально значимых;

разработать комплекс мер по оснащению аптек и их филиалов оборудованием и программными комплексами по выдаче товарных чеков, а также утвердить книжку товарного чека для использования в случае отсутствия или неисправности оборудования по выдаче товарного чека либо отключения электроэнергии.

Особо следует отметить, что в целях повышения уровня обеспечения населения социально значимыми лекарствами и медицинскими изделиями предусмотрено создание собственной сети социальных аптек Министерства здравоохранения, основной задачей которых является реализация населению лекарственных средств и изделий медицинского назначения по фиксированным ценам.

В целом принятое постановление позволит обеспечить дальнейшее усиление социальной защиты граждан, устранение причин и условий, оказывающих негативное влияние на обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по доступным ценам.